Войти

Войти
Забыли пароль?

Восстановить пароль

Восстановить

Ватикан

Основные сведения о курорте

Ватикан является независимым государством, которое территориально расположено на одном из самых живописных холмов Рима. Окружают это государство, включающее в себя загородную резиденцию папы, Латеранский дворец, папские сады, соборную площадь и Собор Святого Петра, высокие старинные стены. В Ватикане имеется собственная радиостанция, почта и тюрьма. В обиходе здесь монеты собственной чеканки.

Несмотря на свой крошечный размер, Ватикан владеет баснословными ценностями, основная часть которых сосредоточена в комплексе Ватиканского музея. В него входят Этрусский и Египетский музеи с уникальными археологическими находками, Ватиканская библиотека с 60 000 рукописей, Этнологический миссионерский музей, Музей Сакро с предметами, найденными в катакомбах, Исторический музей, Христианский музей Пия IX, Каретный зал, галерея географических карт, музей современного искусства.  Наиболее известные объекты музеев – фантастическая винтовая лестница, Палаты Рафаэля, на потолке которых изображены коридоры и залы, создающие эффект опрокинутой объемной реальности, и, конечно, жемчужина музейного комплекса – поражающая воображение Сикстинская капелла с прославленными фресками Микеланджело.

Базилика Святого Петра стала первой христианской постройкой на территории современного Ватикана. Ее возвели в четвертом столетии по приказу императора Константина Великого. Около этой базилики немногим позже построили в те времена еще совсем скромную резиденцию для римского папы. В ней он со своими помощниками останавливался на время проведения больших праздников.

В IX веке по решению властителей Рима Ватикан был обнесен мощными крепостными стенами, призванными защищать папское государство от внешних врагов. Благодаря этим укреплениям, небольшая свита папы без особых проблем могла выдерживать длительные осады.Папская резиденция продолжала оставаться весьма скромной обителью длительное время. Постройки времен Константина сменились более роскошной резиденцией лишь в конце тринадцатого столетия благодаря инициативе папы Николая Третьего. Постройка же современного Ватикана началась лишь после возвращения пап из Франции и окончания авиньонского плена, длившегося семьдесят лет. Начиная с одна тысяча триста семьдесят седьмого года, Ватикан становится местом постоянного пребывания римских пап.

В конце XV столетия известный живописец Пинтуриккио по заказу папы Александра Шестого Борджиа был занят росписью папских покоев, включавших в себя шесть залов. С работой мастер справился довольно быстро благодаря привлечению к заказу своих учеников. Следующий папа, Юлий Второй, привлек к украшению Ватикана сразу нескольких величайших мастеров эпохи Возрождения, среди которых были Микеланджело Буонаротти, Рафаэль Санти и Донато Браманте. Браманте даже получил должность главного архитектора Ватикана. После этого он сразу приступил к расширению и реконструкции папских дворцов. Именно под его руководством Бельведерский и Ватиканский дворцы были соединены длинными галереями в единое целое. В то же время склоны холмов были превращены в террасы, которые вели от папских покоев к центральной площади Ватикана. Рабочие комнаты Юлия Второго, находившиеся на втором этаже дворца, расписывали лучшие художники различных итальянских городов. Был среди них и Рафаэль, которому в то время исполнилось всего двадцать пять лет. Библиотека Ватикана по праву считается настоящим шедевром в плане художественного оформления. В ее стенах хранится богатейшая в мире коллекция манускриптов и старинных книг.

Ватикан смело можно назвать грандиозным архитектурным комплексом, состоящим из храмов, дворцов, крепостных сооружений с произведениями садово-паркового искусства. На протяжении нескольких столетий Ватикан принято считать не только сердцем церковной власти, но и одним из самых крупных в мире собраний произведений архитектуры и искусства.

В римских окрестностях имеется ряд соборов, также принадлежащих Ватикану. К ним относят не только соборы Сан-Паоло, Сан-Джовани-ин-Латерано и Санта-Мария-Маджоре, но и несколько вилл и дворцов. Замок Кастель-Гандольфо неподалеку от Рима, сам по себе являющийся шедевром архитектуры, известен также тем, что в нем традиционно располагается летняя резиденция папы.

Рекомендуем посетить:

СОБОР СВЯТОГО ПЕТРА - католический собор, центральное и наиболее крупное сооружение Ватикана, крупнейшая историческая христианская церковь в мире. Одна из четырёх патриарших базилик Рима и церемониальный центр Римской католической церкви. Над его созданием трудилось несколько поколений великих мастеров: Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Бернини. Вместимость около 60 000 человек. Внутри собор поражает и гармонией пропорций, и своими огромными размерами, и богатством оформления – здесь масса статуй, алтарей, надгробий, множество замечательных произведений искусства. Купол собора возвышается на высоту 136,57 метров от пола базилики до верхушки венчающего креста. Это самый высокий купол в мире. Высота фасада, построенного архитектором Мадерна, 48 м, исключая высоту статуй, ширина - 118,6 м. Аттик фасада венчают громадные, высотой 5,65 м, статуи Христа, Иоанна Крестителя и одиннадцати апостолов (кроме апостола Петра). Из портика пять порталов ведут в собор. Створки дверей центрального портала выполнены в середине XV в. и происходят из старой базилики. Напротив этого портала, над входом в портик, находится прославленная мозаика Джотто конца XIII в. Навичелла.

ПЛОЩАДЬ СВЯТОГО ПЕТРА - великолепное творение знаменитого архитектора Джана Лоренцо Бернини. Это настоящий архитектурный шедевр, создание которого началось в XVII веке. По замыслу автора проекта, эта огромная площадь 340 метров длиной и 240 метров шиpиной должна была стать центром собраний католиков со всего мира. Расположенная у восточной границы Святого города, площадь Св. Петра окружена двумя живописными колоннадами из четырех рядов дорических колонн. В этой грандиозной колоннаде 284 колонны, над которыми установлены 96 скульптур святых и мучеников церкви. К монументальному собору Св. Пeтpa ведет широкая лестница. 

ЕГИПЕТСКИЙ ОБЕЛИСК - расположен в центре площади Святого Петра. Выполнено соорущение из розового гранита, его высота составляет 25,5 метров. Обелиск, датируемый I веком до н.э., был привезен из Египта по указанию Калигулы. Планировалось, что обелиск должен маркировать одну из половин цирка. В 1586 году по распоряжению Папы Сикста V обелиск был перемещен на площадь. Обелиск венчает золотой шар, вокруг которого ходит множество легенд. Согласно одной из них, в шар были помещены останки Юлия Цезаря. В наши дни внутри шара находится урна с реликвией креста. Пространство площади решено таким образом, что, если cтoять мeжду oбeлиcкoм и одним из фoнтaнoв, создается ощущение, чтo в кoлoннaде только один pяд кoлoнн.  Легенды гласят, что в установке памятника участвовало около 900 рабочик, 44 лебедки и 140 выносливых лошадей. В ответственный момент подъема веревки стали рваться и один из смельчаков - капитан корабля Бреска из Сан-Ремо - приказал полить воду на веревки для стягивания. Таким образом, подъем был совершен. Капитан удостоился аудиенции у самого Папы и получил привилегию доставлять пальмовые ветви для Вербного Воскресения в Ватикан. Считается, что потомки капитана делают это до сих пор.

МУЗЕЙ ВАТИКАНА - представляют собой гигантский комплекс, вместивший самое большое в мире собрание исторических и художественных ценностей. Для того, чтобы увидеть все, что собрано в этой сокровищнице, нужно потратить многие годы. Двигаться по галереям и залам можно только вперед, в одном направлении, назад вернуться уже нельзя. Чтобы попасть в Сикстинскую капеллу, придется совершить более чем часовую прогулку по другим залам. Чтобы ориентироваться в залах и галереях музея, необходимо иметь карту-путеводитель, которую можно приобрести за отдельную плату. Для посетителей музея существует ряд строгих правил. Запрещены короткие шорты, юбки, декольте, нельзя проносить спиртные напитки и оружие. В Сикстинской капелле строго запрещено пользоваться мобильной связью, фотографировать и громко разговаривать. На всей остальной территории музея фотографировать разрешено, но без вспышки. Очереди у входа в музей образуются с раннего утра. Левая очередь для тех, кто желает осмотреть музей самостоятельно, правая – для тех, кому необходим экскурсовод. Тем, кто забронировал билет в музей Ватикана заранее, нет необходимости стоять в огромной очереди, но зарезервировать билет необходимо за 15 дней до предполагаемой даты посещения.

СИКСТИНСКАЯ КАПЕЛЛА -  выдающийся памятник Эпохи Возрождения. На её стенах руками именитых умбрийских художников Боттичелли, Перуджино, Гирландайо и Козимо Росселли, нанесены росписи, изображающие сцены из Библии. На 12 сохранившихся фресках можно увидеть Крещение Христа, Призвание первых апостолов, Дарование заповедей и Вручение ключей апостолу Петру.  Знаменитый свод Сикстинской Капеллы с люнетами и распалубками расписывал сам Микеланджело. Для этой работы Микеланджело построил летящие леса, позволяющие ему работать по всей ширине свода. На протяжении выполнения всей работы мастер преодолевал нечеловеческие трудности - всё это время он был вынужден стоять закинув голову далеко назад. Эта работа стоила Микеланджело здоровья и четырёх лет жизни. Но всё это меркнет при одном лишь взгляде на убранство Сикстинской Капеллы - величайшего произведения искусства и настоящего чуда света.

СФЕРА ВНУТРИ СФЕРЫ - в центре внутреннего двора Pinecone в музее Ватикана, возвышается одно из самых интересных творений итальянского скульптора Арнальдо Помодоро, который известен своим интересом к созданию огромных сфер, структура каждой из которых усложнена множеством слоев. Статуя под названием Sfera con Sfera (Сфера внутри сферы) символизирует, по словам самого художника, связь между планетой (маленький шар) и Вселенной (большой шар). Конструкция представляет собой бронзовую инсталляцию, которая на солнце кажется сделанной из чистого золота. Диаметр шара составляет 4 метра. Такой большой размер выбран специально - чтобы показать, насколько мы малы по сравнению с необъятной Вселенной, и наоборот, насколько велика наша разрушительная сила, и к чему она ведёт. Каждая из сфер напоминает планету с разрушениями разной степени. Дизайн внутренних слоев имитирует шестерни часов или внутренние детали рояля, что делает конструкцию невероятно сложной.  Золотой шар был приобретен для коллекции достопримечательностей Ватикана при папе Иоанне Павле II.

ДВОР ПИНИИ - один из трех открытых дворов Ватикана. Название двору дано по 4-метровой бронзовой шишке, венчающей расположенный во дворе фонтан (I-II век нашей эры). Сосновая шишка изначально находилась на Марсовом поле. В одноименный двор она была перенесена только в 1608 году, во время обустройства двора. Автор архитектурного проекта Д'Браманте в 1503 году применил совершенно новый прием, связав Ватиканский дворец, построенный на плоской площадке, и маленький дворец Бельведер, возведенный на холме, обширным двором-садом. К вилле он пристроил здание с огромной нишей в центре, которая и превратилась в Двор Пинии. Сама сосновая шишка выполнена из бронзы и покрыта позолотой. Постамент скульптуры украшен рельефными изображениями атлетических соревнований и был перенесен вместе с самой скульптурой.

СКУЛЬПТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ПЬЕТА - это скульптурная композиция, изображающая Богоматерь с лежащим у нее на коленях телом Христа. Она скорбит над телом Спасителя. Скульптура, созданная великим Микеланджело на рубеже XV-XVI веков, стала символом творческой зрелости художника и одним из символов начала эпохи Высокого Возрождения.  Микеланджело получил заказ на создание статуи практически сразу по прибытии в Рим в 1496 г. , Заказчиком был кардинал Жан Билэр, который так и не увидел работу художника - скульптура была завершена около 1500 года, спустя два года после смерти кардинала. Несмотря на то, что во время работы над изображением скорбящей Богоматери Микеланджело было всего 25 лет, изящество и утонченность линий и точно переданное эмоциональное состояние свидетельствуют о начале творческой зрелости мастера. Скульптура и по сей день стоит в соборе Св. Петра, в капелле Девы Марии. Эта мраморная композиция не только стала одним из знаковых творений молодого Микеланджело в раннеримский период творчества, но еще и ознаменовала собой начало Высокого Возрождения. До сих пор она остается памятником полной зрелости художественного таланта, поражая удивительной пластикой, человечностью созданных образов и филигранным мастерством. Пьета - одно из знаменитейших произведений в сокровищнице мирового искусства.

ГРОТЫ ВАТИКАНА - пространство под собором, в котором похоронены многие папы, вершившие в Ватикане дела - великие и не очень. Как и их дела, они были разными - хорошими и не очень, плохими и очень плохими. Теперь все эти события остались в прошлом, и все, что осталось от былых понтификов, покоится в многочисленных покоится капеллах и подземных гротах. 

МУЗЕЙ ПИЯ КЛИМЕНТА - один из самых известных музеев Ватикана. Он располагается во дворце Бельведер и является действующим с 1774 года. Музей включает в себя зал животных (где представлено больше сотни античных скульптур, изображающих животных), зал Ротонда, Зал греческого креста, галерею бюстов, кабинет масок, зал муз, кабинет Апоксимена, а также галерею статуй. Особый интерес вызывает галерея статуй, которая изначально являлась летним павильоном дворца папы Иннокентия VIII. Здесь собрано множество римских статуй, а также копий греческих статуй. Среди них - Аполлон, убивающий ящерицу, Спящая Ариадна, Данаида с чашей, статуя Париса, Дионис и многие другие.

ПОЧТА ВАТИКАНА - по мнению Всемирного почтового союза, почтовая служба Ватикана - «одна из лучших почтовых систем в мире. Чтобы лично удостовериться в этом, святая обязанность каждого туриста отправить друзьям открытку из этого удивительного города-государства. Почта Ватикана – это небольшой белый вагончик, стоящий у стены справа от входа в главную святыню - собор Святого Петра. Выглядит он довольно странно среди исторических величественных зданий. Мимо него вы вряд ли пройдете – уж слишком велик соблазн порадовать родных и близких весточкой прямо от престола Папы Римского. Здесь можно купить открытку и марку, причем, нужно отметить, ватиканские марки очень красочны. Как правило, на них изображены какие-либо художественные шедевры. На почте продаются и коллекционные монеты, которые очень хороши в качестве местного сувенира. Подписанное послание следует опустить в ярко-желтый почтовый ящик только на территории Ватикана. Если вы забудете это сделать, то, выйдя за пределы этого маленького, но гордого государства, можете оставить открытку на память: на территории Италии почтовые марки Ватикана недействительны.

АПОСТОЛЬСКИЙ ДВОРЕЦ - официальная резиденция Папы Римского, расположенная в Ватикане. Официальное название - Дворец Сикста V. В комплекс зданий Апостольского дворца входят Папские апартаменты, правительственные учреждения Римско-католической церкви, несколько часовен, Ватиканские музеи и Библиотека Ватикана. Залы для аудиенций располагаются на 3 этаже дворца, среди них - Климентинский зал, Зал консисторий, Большой и Малый тронные залы, папская библиотека (кабинет Папы и помещение для частных аудиенций). На четвертом этаже находятся помещения папского секретариата. Во дворце - более 1000 помещений, имеющих мировую известность благодаря находящимся в них величайшим произведениям искусства: Сикстинская капелла и её знаменитые фрески потолка, выполненные Микеланджело и Станцы Рафаэля.

ГРОБНИЦА СВЯТОГО ПЕТРА - долгое время вызывала сомнения и вопросы. Кто захоронен под великим алтарем? Действительно ли здесь, в Ватикане хранятся мощи Святого Петра? Вопрос был открыт частично при захоронении папы Пия XI в 1939 году. Тогда было вскрыто завещание, которое гласило последнюю волю усопшего - провести захоронение его тела в максимальной близости к Исповедальне Святого Петра. Под нефром собора работали «каменщики», которые выкапывали из-под пола мраморные плиты. Они работали осторожно, чтобы не нарушить целостность святого места. Рабочие обнаружили плиты, принадлежащие к первой базилике, которая была воздвигнуты еще в IV веке императором Константином. По традициям именно над гробницей и должен был размещаться алтарь. Всеобщему оглашению результатов помешала война, которая длилась 6 лет. Однако, работы продолжались вестись, но в тайне. Рабочие приняли обет неразглашения информации. Позже папа Пий XII в своих публичных выступлениях намекнет, что раскопки увенчаны успехом.  В 1952 году был издан отчет о проведенной работе в двух томах.Было установлено, что Собор расположен на древнеримском некрополе. Мощей Петра не оказалось в гробнице, хотя она была обнесена высокой кирпичной стеной в целях сохранности святого места. Считается, что мощи были перепрятаны в целях сохранности от варваров. 

СКУЛЬПТУРА ЛАОКООН -  знаменитая на весь мир скульптура, созданная во второй половине I века скульпторами Агесандра Родосским, Афинодором и Полидором. Находится в одной из ниш музея Пия-Климента в Ватикане. Лаокоон - это один из героев греческой мифологии, а именно жрец Бога Апполона. Мраморная статуя передает схватку Лаокоона и его сыновей со змеями. Эта работа является точной копией несохранившейся до наших дней бронзовой статуи, изготовленной в Пергаме в 200 году до нашей эры. Скульптура была найдена в 1506 году в виноградниках Эсквилина. После подтверждения ее подлинности, она была передана папе, который приказал установить работу в ватиканском Бельведере. Именно эта скульптура дала толчок новому развитию и отображению человеческого тела в искусстве.

ГРИГОРИАНСКИЙ ЕГИПЕТСКИЙ МУЗЕЙ - один из музеев Ватикана, основанный в 1839 году папой Григорием XVI, однако первая коллекция была собрана при папе Пие VII. В музее расположено собрание предметов искусства египетских династий c третьего тысячелетия, найденные в Риме и окрестностях. А так же расположены базальтовые и деревянные саркофаги, статуи богов и фараонов, мумии, папирусы, скульптуры римского периода (II-III века), погребальные урны, музей имеет 9 залов. Первый зал выполнен в египетском стиле, в нем расположено собрание статуй и стел с иероглифами. Во втором зале вы увидите древнеегипетские деревянные саркогофи, украшенные росписями, мумии, канопы и другое. В VII зале расположена большая коллекция эллинистической и римской скульптуры, также исламская и христианская керамика из Египта. В двух последних залах хранятся находки из античной Месопотамии и Сирии.

ВАТИКАНСКАЯ ПИНАНОТЕКА -  это один из известнейших музеев Ватикана, она была основана папой Пием VI во второй половине XVIII века. В 1797 году многие из картин были отправлены по приказу Наполеона Бонапарта в Париж, а в 1815 году на Венском конгрессе было принято решение вернуть картины в Ватикан. Картины пинакотеки были размещены в папских покоях, и не раз их перемещали из одного помещения в другое, до тех пор, пока не были размещены в одном из крыльев Бельведерского дворца, где 19 марта 1908 года состоялось торжественное открытие пинакотеки для публики. В самой пинотеки представлены работы итальянских мастеров, а так же коллекция византийского искусства из других стран, в собрании представлено около 460 картин XII—XIX веков, размещенных в 18 залах пинакотеки в хронологическом порядке. По традиции в собрании присутствуют только картины на религиозные темы. Здание пинотеки расположено в 300 метрах на север от собора святого Петра. Здание было построено архитектором Лукой Бельтрами, оно специально возведено на открытой местности, чтобы в окна попадало много света и картины были хорошо освещены.

МУЗЕЙ КЬЯРАМОНТИ - посвящен античной скульптуре. Он состоит из трех частей: Коридор - основная часть музея. Коридор представляет собор арочную галерею, вдоль которой по обеим ее сторонам выставлены в ряд статуи, бюсты, саркофаги, рельефы. Все экспонаты относятся к римской эпохе. Braccio Nuovo. Здесь собрана коллекция классической скульптуры, разделенная тематически на две части: греческая мифология и римская история.  Galleria Lapidaria. В галерее представлена одна из крупнейших в мире коллекций греческих и римских надписей христианского и языческого содержания.

ЭТНОЛОГИЧЕСКИЙ МИССИОНЕРСКИЙ МУЗЕЙ - один из музеев Ватикана, первая экспозиция музея была создана в 1926 году по приказу папы Пия XI и разместилась в Латеранском дворцеве (до 1963 года), за­тем папа Павел VI перенес её в Ватикан, в новое здание. При открытии в музее располагалось около 40 000 экспонатов, позже пополнили до 100 000 экспонатов собрав со всего мира. В музее представлены такие экспонаты как иллюстрирующие религиозные культуры стран: Китая, Корея, Тибет и Монголия, Япония, Африка, Америка и Океания. Осмотр музея дает возможность посетителям познакомиться с предметами быта, культурой и религией народов этих континентов. Часть коллекции философского и религиозного содержания включает культовые предметы и каменные фигурки богов, другая часть - строго этнографическая и предназначена только для ученых и специалистов.

ГРИГОРИАНСКИЙ ЭТРУССКИЙ МУЗЕЙ -  был открыт во дворце Иннокентия III в Ватикане по приказу папы римского Григория XVI в 1837 году. Основу экспозиции составили находки, которые были найдены в 1828 году при раскопках поселений античности в южной Этрурии. В 1836-1837 годах проводились раскопки в некрополе при Сорбо и эти находки также есть тут. Музей имеет 22 зала, каждый из которых посвящен отдельным экспонатам. Например,в первом зале посетители могут увидеть находки раннего бронзового IX-VIII веков до н.э.) периода. Кроме этого в Григорианском этрусском музее находится статуя Марса, изготовленная из бронзы предположительно IV века до н.э., портрет (герма) Афины из мрамора (V век до н.э.), множество ваз и украшений из бронзы, стекла, керамики. В последних залах представлены расписные вазы итальянские, этрусские, греческие.

КОЛОННАДА БЕРНИНИ - возведена в 1656-1667 годах по проекту архитектора Джованни Лоренцо Бернини. Монументальное сооружение охватывает пространство площади Святого Петра, дополняя ее архитектурный облик. Два крыла колоннады расходятся от главного фасада собора: сначала в форме трапеции, а затем преобразуются в гигантский овал, придающий композиции некую подвижность. Ансамбль состоит из четырех рядов крытой колоннады, состоящей из 284 дорических колонн и 80 столбов высотой 19 метров. Ее дополняет впечатляющий аттик из 96 мраморных статуй, изображающих святых.  При перемещении по площади, сопровождающемся изменением угла зрения, кажется, что колонны оживают и начинают передвигаться. Такой визуальный эффект стал фирменным коньком скульптора, который впоследствии использовал его при создании других сооружений. Вместе с колоннадой Бернини архитектурный образ площади составляют два небольших фонтана и грандиозный египетский обелиск.

 
Яндекс.Метрика